«Всю жизнь учу этот английский, а до сих пор чувствую себя как собака – все понимаю, но сказать не могу» – знакомое ощущение? Давайте разберемся, как так выходит, что пятёрка в школе, годы занятий с репетитором, куча прорешанных книг и распечаток по грамматике все еще не дают уверенности, когда на улице вас останавливает иностранец и спрашивает: «Sorry to bother, could you tell me where even numbers are on this street?» От неожиданности подскочили и прослушали половину вопроса, а пока втянулись – осталось только вопрошающее лицо иностранца? А теперь представьте тот же вопрос, произнесенный с сильным акцентом…
Давайте вернемся к источнику зла! Почему время и деньги, вложенные в изучение языка, не дали результатов? А каких, собственно, результатов вы ожидали? Научиться использовать Present perfect и узнать, зачем нужны инфинитивы? Или суметь самостоятельно путешествовать и не бояться потеряться из-за того, что вопрос зачитали из разговорника, а ответа и инструкций не поняли?
Язык – это инструмент
Юваль Ной Харари написал: «Homo sapiens покорил мир, потому что обладал таким уникальным инструментом, как язык». Т.е. язык – это инструмент, а не самоцель ваших занятий с преподавателем. На уроки вы ходите не для того, чтобы английский выучить, а чтобы достичь каких-то своих личных целей (если, конечно, вы не хотите стать лингвистом). В очередной раз, записываясь на курсы по изучению языка, задумайтесь, какие свершения вам были бы доступны, выучи вы язык? И ощутите свою боль, каких возможностей вы уже лишились, не сумев заговорить вовремя:
- девушка вашей мечты на пляже в Барселоне;
- селфи вместо широкоугольной фотографии на фоне заката, потому что вы не смогли никого попросить вас сфотографировать;
- а может, работа мечты, где на первом же этапе собеседования внезапно посреди русской непринужденной речи, где вы так уверенно себя чувствовали, вдруг последовал неожиданный «What was the last motivational book you read?»;
- учеба в кампусе, где проходили съемки Гарри Поттера;
- чтение любимой книги в оригинале;
- просмотр новой серии в оригинале до того, как выйдут субтитры и дубляж…
Время действовать
Не хотите о печальном? Тогда создайте карту желаний. Вы не в том возрасте, чтобы вырезать и наклеивать коллажи? Ну и не надо, есть онлайн ресурсы, на которых можно это сделать, без ножниц и клея. Ну или берите выше, ставьте цели по SMART. Думаете, это работает только в письмах подчиненным? Ан нет, это просто ваше умение видеть и оценивать цель. Не верите? Как это применимо к английскому?
- S (Specific) - цель должна быть конкретной. Нужно точно формулировать, что вы хотите получить в итоге. Например: сдать экзамен по английскому или пройти собеседование на английском.
- M (Measurable) - результат можно измерить. Например: сдать экзамен на более чем 70%, получить работу в компании, где основной язык общения общения – английский.
- A (Achievable) - цель должна быть достижимой. Для этого нужно понимать, какие инструменты и какое количество времени у вас есть в распоряжении. Если поставленная цель будет недостижима, например, свободно заговорить на английском языке за неделю с нуля, вы очень быстро потеряете мотивацию. Ставя небольшие, но реальные цели и при этом постепенно продвигая планку выше, вы с большей вероятностью добьетесь результата.
- R (Relevant) - цель должна быть актуальной и уместной. Например, цель «изучить учебник английского» не будет иметь смысла, если вы не будете учить слова и правила, делать упражнения и прорабатывать ошибки.
- T (Time-bound) - цель должна иметь временные рамки.
Ставя новую цель, нужно определить, какого результата мы хотим и в какие сроки. В противном случае можно потратить ценный ресурс денег и времени на процесс обучения и не достичь нужного результата. Например, в школе ITEC мы со студентами ставим цель поступить в университеты Лиги Плюща через год, а для этого через 10 месяцев сдать TOEFL на 100+ баллов. И поверьте, эта цель достижима.
Правило пяти «почему»
Если вы до сих пор не знаете, в чем же цель ваших усилий или вы постоянно говорите «я учу для себя», то история успеха компании Тойота вам поможет.
Где еще набираться мотивации на достижения, как не из историй успеха. Наверняка вы знаете компанию Тойота. А знаете ли вы, что ее основатель, Сакити Тойода, считается автором правила 5 «Почему»? Еще Сократ пользовался этим правилом для выведения причинно-следственных связей, но в вопросах повышения производительности труда и сокращения издержек (за более короткое время и меньшие денежные затраты достичь желаемого уровня владения языком в нашем случае) этот метод впервые стали применять в семье Тойода. Чтобы обнаружить первопричину проблемы, необходимо 5 раз спросить: «Почему» и тогда на 5ый ответ вы сможете решить «Как?»
- Почему автомобиль остановился?
Потому что была перегрузка, и полетел предохранитель.
- Почему была перегрузка?
Потому что подшипник был плохо смазан.
- Почему подшипник был плохо смазан?
Потому что насос, подающий смазку, плохо работал.
- Почему он плохо работал?
Потому что поршень износился и разболтался.
- Почему поршень износился?
Потому что не поставили фильтр и в поршень попала металлическая стружка.
Пятикратное повторение вопроса «Почему?» поможет вам разобраться в первопричине проблемы и решить ее.
Собственно говоря, производственная система Тойоты строится на использовании и развитии именно этого научного подхода. Пять раз задав один и тот же вопрос «Почему?» и каждый раз ответив на него, мы можем добраться до сути проблемы, которая часто прячется за более очевидными, лежащими на поверхности причинами.
Этот метод можно использовать двумя разными способами: задать вопрос «Почему я не научился говорить по-английски?» и узнать причину отсутствия результатов, или «Зачем мне нужно научиться говорить по-английски?» и наконец поставить цель и вернуться на пункт раньше в данной статье и создать мотивацию на успех!
Статья подготовлена методистами школы ITEC