Прежде всего разграничим понятия "интерактивное" и "дистанционное" обучение
Интерактивное обучение - форма образования, которая предусматривает использование специальных компьютерных программ для ознакомления с информацией, проработки информации и контроля приобретённых знаний.
Проще говоря, человек садится за компьютер, подаёт диск в дисковод, устанавливает программу и в любое время слушает/читает теоретический материал или выполняет практические задания. Участие преподавателя не предусматривается.
Дистанционное обучение - работа с преподавателем, однако на расстоянии. Сегодня чаще всего используют skype - связь.
Интерактивное обучение:
Плюсы:
- отсутствие привязки к определённому времени (пользователь работает над заданиями, когда ему удобно)
- прозрачность результатов (% верного выполнения заданий)
- низкая себестоимость (стоимость диска с программами или скачивания программы через Интернет варьируется от 300 р. до 3000 р. за программу)
Минусы:
- отсутствие работы над базовым навыком - говорением. ПО не способно распознать речь, сопоставить её актуальность, исправить ошибки, проработать интонацию и т.д.
- узко-направленность (мозг учится не столько языку, сколько способу решения и выполнения тех или иных упражнений)
- отсутствие системы (объёмы заданий и регулярность обучения остаётся на откуп учащегося. Как правило, это приводит к прерывистым занятиям, а часто и к быстрой потере самодисциплины)
Мнение эксперта
"Интерактивное обучение эффективно, только если оно является дополнительным элементом к базовой программе. Это возможность дополнительно поработать с лексикой, аудированием и теоретической грамматикой. Однако эта форма обучения практически бесполезна для собственно навыка говорения, т.к. вербальный навык развивается только путём говорения вслух, или практики. Часто, тем не менее, ученики путают понятие "практика" с понятием "живое общение". Живое общение - это инструмент для совершенствования уже наработанной базы. Практика - это отработка речевых приёмов, многократное повторение конструкций и лексики в различных ситуациях и контекстах."
Стоимость
Как уже было упомянуто, стоимость программного обеспечения для такой формы обучения доходит до 3000 за программу и предусматривает неограниченное время её использования. Программы легко устанавливаются на ПК и позволяют тренироваться дома. Данная форма обучения не должна основываться на почасовой оплате, т.к. по факту человек платит за пользование компьютером, а не за процесс обучения.
Дистанционное обучение
Плюсы
- территориальная независимость (возможность заниматься из любой точки мира при наличии доступа в Интернет)
- усложнённые условия коммуникации (благоприятно влияет на способность распознавать речь даже с помехами)
- низкая себестоимость (как правило, учителя берут намного меньше, если им не нужно выезжать из дома для работы)
Минусы
Мнение эксперта
"Дистанционное обучение также лишь форма дополнительного совершенствования отдельных навыков. Согласитесь, что атмосфера - далеко не маловажный фактор. Потеря эмоционального наполнения, посыла от преподавателя, который обычно присутствует на "живом" занятии, усложняет восприятие материала. Так называемый "личный контакт", который так важен для вашей взаимной с преподавателем заинтересованности в результате вашего обучения, просто потерян в случае практически обезличенного общения, не меняя привычной обстановки."
Кроме того, преподаватель Вас просто не видит как следует, а значит может упустить важные моменты, которые нужно скорректировать, или просто пропустить какой-то элемент работы, т.к. по виртуальной связи выполнить его будет сложно."
Стоимость
За исключением затрат на Интернет-связь, преподаватели, как правило, берут от 300 р. до 800 р. в час за skype-уроки.
Итог: Язык нужен для общения с живыми людьми. Т.о. на "живом" занятии в идеале человек бессознательно упражняется не в разговоре на английском, в чистом виде, а именно в общении, в использовании вербальных и невербальных приёмов, в позиционировании себя, как личности в новом языке (лингвистическом поле).
Наш вывод: Лишним не будет, но и не научит говорить на языке без основного вида обучения.